?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как я уже писала выше, вальдорфская куколка мне понравилась сразу. Привлекло меня в ней многое. Понравилось практически все, начиная тем, что она такая цельная, неповторимая, внешне схожая с ребенком, и заканчивая теми материалами, из которых она выполняется. Нравится она внешне отсутствием лишних деталей и штампованного однообразного выражения лица, а также тем, что ее так приятно держать в руках.
Однако, у ИСТИННО вальдорфской куклы несколько иное назначение, чем просто радовать приятной внешностью и натуральностью материалов. Оно не заключается только в наличии самой куколки, или правильной технологии ее шитья (хотя и это все имеет важную роль, но только в другом контексте). А именно, для вальдорфского педагога отношение к кукле рассматривается через призму понимания, осознания, восприятия ее (куклы) ребенком. И создание гармоничной куколки, из натуральных материалов, нужной формы – это всего лишь один (хотя и очень важный) элемент сложной цепочки воспитания ребенка, его гармоничного развития, через игру с куклой. Поэтому, прежде всего, важна роль, назначение куклы, цель, которая ставится при ее изготовлении. А самих компонентов очень много, начиная от правильных цветов, тонов, формы, которые обязательно сопоставляются с темпераментом, характером ребенка, его возрастом, заканчивая непосредственно самим процессом изготовления куклы. Возможность непосредственного участия в процессе изготовления куклы, либо наблюдения за ее созданием, все это тоже очень важно для ребенка. Настоящая вальдорфская кукла должна подходить вашему ребенку, быть ему нужной, а не просто нравиться его родителю внешне. Поэтому, если вы хотите получить именно вальдорфскую куколку, то делайте ее сами, а прежде, ознакомьтесь с концепцией воспитания. ВАЛЬДОРФСКАЯ кукла - это именно педагогическая куколка. А вальдорфская педагогика – это система воспитания, а не просто один ее компонент в виде куколки.

Именно поэтому, кукол, подобных тем, которые вы видите, можно назвать вальдорфскими только с высокой степенью условности. По моему мнению, для них более подходит название текстильные, тряпичные, куколки ручной работы, или выполненные в "вальдорфском стиле".
В рамках настоящего поста хотелось бы рассказать совсем немного о подобных куколках, выполненных подобно вальдорфской, о том, чем они интересны.
Подобные текстильные куколки существовали еще до появления указанной педагогики, в них играли детки в разные времена, в различных уголках планеты. Посмотрите на народных куколок. Большинству присуще ощущение гармонии, тепла, доброты, при их изготовлении соблюдаются пропорции. Тряпичным куколкам присущ огромный потенциал. Главное только, разумно и грамотно его использовать, в рамках доброго и бережного отношения к ребенку. Многие детки играют в таких куколок, любят их, а кто-то еще только мечтает о такой замечательной игрушке. Возможно это даже Ваш ребенок. Спросите его...

А теперь о том, чем же интересна подобная тряпичная куколка.

Во-первых, куколки уникальны. Другой такой не было, нет, и никогда не будет. Даже один и тот же мастер, вряд ли сможет повторить свою куколку, разве что выполнить ее из аналогичных материалов. Но повторить в точности вышивку волос, лица, плотность набивки и утяжки и т.п., очень сложно, если не сказать, что невозможно. При этом, каждая куколка носит в себе отражение «руки» ее создателя. Любой мастер, а тем более мама, делают куколку по-своему, в характерной именно для них манере. И благодаря всему этому, получившаяся куколка имеет свои уникальные черты лица, свой «характер». А посколько именно родной человек понимает ребенка лучше других, даже самых классных супер-пуперских мастеров, именно у него есть возможность создать ту куколку, которая нужна его ребенку, учесть все особенности характера малыша, его интересы, возраст. Для ребенка обладание такой игрушкой - это еще и возможность ощущения индивидуальности, уникальности, разнообразия.

Во-вторых, у куколок отсутствует детальная проработка лица, так глазки, ротик, носик лишь слегка намечены. Это позволяет куклам быть всегда разными. Такими, какими их пожелает увидеть маленький обладатель. Что открывает простор для воображения ребенка, развивает фантазию. Куколке можно приписывать любые эмоции. Она может грустить, смеяться, переживать, расстраиваться или радоваться. Кроме того, с куколкой можно играть, превращая ее в различных героев, приписывая различные роли.

В-третьих, пропорции тела куколки соответствуют пропорциям человека, точнее пропорциям маленького ребенка. И это позволяет ребенку адекватно воспринимать себя самого и окружающую действительность.

В-четвертых, куколки выполнены преимущественно, если не исключительно, из натуральных материалов (шерсть хлопок, лен, отдельные элементы - дерево и т.п.). Именно это делает их такими теплыми, уютными, приятными на ощупь. Ребенок может познакомиться с натуральными, природными материалами. Он может познакомиться с разными фактурами, ощутить действительный, различный вес материалов, из которых они выполнены. Ощущить запах. Сравнить вид и свойства материалов. Как, например, дерево - твердое, ткань мягкая, небольшие по размеру деревянные игрушки тяжелее, чем такие же по размеру, но из ткани. Подумайте, а пластмасса может этим похвастаться? Где и большие и маленькие игрушки имеют практически один вес, один и тот же запах и массу всего одинакового, хотя и разные расцветки. Что в принципе не соответсвует тому, что есть в действительности.
По ощущениям натуральные материалы, это совершенно иное, чем синтетические аналоги. Натуральные материалы как будто держат в себе ту силу, энергию, которая заложена в них самой природой, а также при создании вбирают в себя доброту, тепло. С ними очень приятно работать. И мама, решившая самостоятельно изготовить игрушку для малыша получит огромное удовольствие уже от самого процесса ее шитья.

В-пятых, они полностью безопасны для вашего малыша. Особенно если учесть возраст малыша и вид куколки. Ими просто нельзя пораниться, они не содержат мелких элементов. При этом, степень безопасности определяется и проверяется именно Вами, поскольку Вы сами создаете куколку.

В заключении хотела бы отметить еще один момент, вальдорфской педагогикой разработаны разные виды кукол, различные для разных возрастов ребенка. И у каждого вида куколок свое предназначение, своя роль. Именно поэтому важно, чтобы вальдорфская куколка (если вы придерживаетесь данного направления) соответствовала возрасту ребенка. Например, для младенца важно ощущение присутствия, и возможность исследования структуры материалов, запаха, цвета, а лишняя перегрузка деталями и яркими цветами тяжела для восприятия, поэтому его куколка совершенно простая, такая как узелковая. А вот кукла ребенка четырех лет, наоборот имеет относительно много деталей, съемную одежду, и это тоже очень важно. Поэтому изготавливая самостоятельно вальдорфских куколок, и добавляя лишние детали, а также покупая их, подумайте, не навредить ли это ребенку.

Вот то, что я хотела написать об этих замечательных куколках.